Киев «заглотнул» московские крючки
19 грудня 2013, 17:49 - Дмитрий БОБЫРЬ
Президент Янукович из своей поездки 17 декабря в Москву привез соглашение о снижении цены на российский газ на треть и выделение Кремлем Украине 15 млрд. долларов коммерческого кредита. Конечно, кроме этих двух документов есть еще 12 других соглашений, но эти два документа - главный итог его визита.
Их подписание стало московским бонусом Януковичу за отказ подписать соглашение об ассоциации в Вильнюсе и согласие углубить интеграцию с Таможенным союзом. Российская помощь стала логичным шагом Кремля в новом периоде украинско-российских отношений. Этот период стартовал с решения Кабинета Азарова от 21 ноября приостановить ассоциацию с Евросоюзом и последующего провала ассоциации с ЕС в Вильнюсе, когда украинская власть совершила «геополитический разворот» и переориентировалась в поисках поддержки с Запада на Восток.
Теперь с помощью российских денег Янукович получил возможность избежать дефолта. Который, по оценкам ряда авторитетных экономистов, был неизбежным для страны в ближайшие несколько недель. Что и признал премьер Азаров, заявив о неминуемом крахе экономики без российских денег. Похвальное признание эффективности своей работы, нечего сказать.
При этом Москва извлекла максимум выгод из своего положения монопольного источника помощи для Украины. В котором она очутилась, «оторвав» Украину от источников помощи с Запада. Так, при том, что только на первоочередные траты Украине необходимо $ 4 млрд. (половина из этой суммы – долг за уже полученный от «Газпрома» газ), Россия в этом году купит государственных еврооблигаций Украины лишь на $ 3 млрд. Остальная сумма будет зависеть от того, будет ли Киев достаточно внимательным к пожеланиям Кремля. Гарантией в случае невозвращения Украиной кредита станут давно и сильно интересующие Россию активы – ГТС, предприятия «Южмаш», «Турбоатом» и ряд других.
Газовая неопределенность
Такая же неопределенность есть и в газовом вопросе – согласно подписанному дополнению к контракту Тимошенко 2009 года, «Газпром» лишь получил право продавать Украине газ на треть дешевле. Воспользуется ли он этим правом – вопрос открытый. Тем более, что цена на газ для Украины в анонсированные $ 268,5 не определена до окончания срока действующего договора (2019 год), а будет пересматриваться российским газовым монополистом каждый квартал.
Подписание газового соглашения стало финальной точкой газовых противоречий между двумя странами, продолжавшимися фактически весь 2013-ый. Из началом стало выставление 27 января «Газпромом» «Нафтогазу» счета в $7 млрд. за недобранные в 2012-ом объемы поставок. Как отмечал директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар, «результаты оценки стоимости украинской ГТС (они разные), удивительным образом совпадают с суммой в $ 7 млрд. Эта цифра близка к сумме счета за недобор газа украинской стороной».
После чего Россия поставила вопрос о том, что украинская ГТС должна быть передана в аренду совместному предприятию с участием «Газпрома» и «Нафтогаза». Поскольку статья 7 закона Украины «О трубопроводном транспорте» прямо запрещала передачу газотранспортной системы в аренду, концессию или лизинг, Москва потребовала, чтобы этот закон был изменен Верховной Радой. В качестве компенсации Кремль обещал Украине скинуть цену на газ до 260 долларов за тысячу кубометров.
Первоначально планировалось подписать этот договор еще во время визита Януковича в Москву 18 декабря 2012-го. Причем Россия готова была снизить цену уже с 1 января 2013 года. В ответ Украина должна была дать гарантии, что до 1 июня обеспечит юридическую возможность сдачи ГТС в аренду. Такие гарантии президент готов был дать. Но достижению окончательной договоренности помешало новое условие РФ: Украина будет обязана гарантировать возмещение разницы в цене, если не обеспечит юридическое основание для сдачи в аренду ГТС. Пойти на этот шаг украинский президент отказался – гарантировать на 100% безотказную работу депутатов в Раде он не мог.
В марте Путин с Януковичем договорились, что Верховная Рада таки пойдет на условия «Газпрома» и запустит процесс передачи газотранспортной системы в аренду российскому газовому монополисту. Сделать это депутаты собирались путем одобрения парламентом правительственного законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью реформирования НАК «Нафтогаз України», внесенного в Раду 26 апреля.
В этом законопроекте Кабинет министров предлагал Верховной Раде снять запрет на приватизацию государственных предприятий, дочерних предприятий НАК «Нафтогаз Украины», осуществляющих деятельность по транспортировке газа магистральными трубопроводами и хранению его в подземных хранилищах, а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации. Также Кабмин предлагал разрешить аренду объектов магистрального трубопроводного транспорта.
Но осуществлению этого плана помешали обострившиеся противоречия сторон из-за усилий Киева ускорить евроинтеграцию летом – в начале осени. Помимо августовской «торговой войны» отношения двух стран испортили «газовые войны». Но если в 2005 и 2009 годах Москва прекращала поставки газа в Украину, то с 8 ноября «Нафтогаз Украины» полностью прекратил закупать газ у «Газпрома».
И даже после того, как правительство Азарова заявило о приостановке работы над ассоциацией с ЕС, мир в газовых отношениях двух стран воцарился не сразу. Так, президент Путин накануне саммита в Вильнюсе опроверг заявления украинских чиновников о пересмотре соглашения 2009 года. И заявил, что соглашение действует до 2019 года. Причем, мол, из-за стодолларовой скидки для Украины Россия и так не дополучила $30 миллиардов.
А потом последовало неофициально озвученное чиновниками «Газпрома» заявление о том, что «просто консорциум» по управлению украинской ГТС даже в комплекте с гарантированными объемами прокачки (компромисс, по которому было договорились еще зимой) уже не устраивает Москву. «Газпром» заявил о желании взять под контроль помимо самой «трубы» еще и самый привлекательный кусок рынка газа – поставку газа конечным потребителям.
Лишь во время вторничного визита президента Януковича в Москву, стороны, наконец, поставили точку в длительном газовом сражении-2013. Глава «Газпрома» Алексей Миллер при этом сообщил, что компания не обсуждает с Украиной вопрос о создании трехстороннего консорциума - с участием России, Украины и ЕС.
Однако несмотря на это, нельзя утверждать, что отношения двух стран в газовой сфере, наконец, вышли из периода турублентности-2013. Скорее, стоит говорить о газовом крючке новой модификации, который Украина благополучно «заглотнула».