Как исчезала Тимошенко



09 грудня 2013, 15:08 - Алексей АЛЕКСАНДРОВ

Среди множества политических последствий Евромайдана оказалось и одно достаточно неожиданное: и украинцы (как политики, так и обычные граждане), и европейцы практически забыли... о судьбе Юлии Тимошенко.

Последний раз вопрос ее освобождения был главной новостью в масс-медиа во время пребывания в Украине руководителей Мониторинговой миссии ЕП в Украине Пэта Кокса и Александра Квасьневского. Если помните, последний их визит, который начался 19 ноября, был 27-м (!) по счету и сводился к наблюдению за выполнением критериев для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. И тогда решение вопроса Тимошенко было одним из основных требований.

А потом... 24 ноября премьер-министр Николай Азаров заявил о том, что на саммите в Вильнюсе Украина не будет подписывать Соглашение, киевляне вышли на Евромайдан, и тема Тимошенко начала уходить даже не на второй, а, скорее, не третий план.

В первый же день после скандального заявления Азарова Тимошенко, будучи достаточно мудрым политиком, призвала лидеров объединенной Европы подписать Соглашение с Украиной, не выдвигая каких-либо условий относительно ее освобождения или отправки на лечение в Германию.

«Если под давлением большого восстания украинцев на всех Евромайданах в Украине и по всему миру Янукович в последний момент 29 ноября все-таки решит подписать соглашение, на это есть мизерная надежда, которая базируется на страхах авторитарного лидера перед восстанием народа, если Янукович примет позитивное решение, я горячо прошу вас подписать соглашение в без каких-либо колебаний и условий, в том числе касающихся моего освобождения», - говорится в обращении Тимошенко к лидерам Европы, которое озвучила дочь экс-премьера Евгения после встречи с матерью в харьковской ЦКБ №5.

25 ноября Тимошенко в знак солидарности с Евромайданом объявила голодовку. «В знак единства и солидарности со всеми, кто сейчас сражается на всех Евромайданах в Украине и в мире, я объявляю бессрочную голодовку с требованием к Януковичу подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС», - говорилось в ее заявлении, обнародованном пресс-службой «Батькивщины».

Но уже сам факт начала голодовки остался незамеченным и Европой, и Евромайданом. На Евромайдане нет, и не было заметно ставших за последние пару лет привычными плакатов «Юле – Волю!».

26 ноября в Харькове на брифинге возле ЦКБ № 5 ее дочь Евгения рассказала, что экс-премьер продолжает голодовку уже второй день, пьет воду и зачитала ее новое обращение, касающееся Евромайдана. «Ради нашей цели, ради нашего единства, ради нашей силы и нашей победы, я от всего сердца прошу все политические силы убрать партийную символику, партийные флаги, палатки, лозунги - все, что мешает нашему абсолютному единству должно быть немедленно убрано», - писала Тимошенко.

Это воззвание было услышано? Нет. Ни одна оппозиционная партия не убрала партийные флаги с Евромайдана.

Тимошенко призывала оппозицию заставить Януковича подписать Соглашение с ЕС 29 ноября. Этот призыв прогнозируемо тоже был проигнорирован.

Потом происходит разгон «Беркутом» Евромайдана и о Тимошенко на фоне этих событий напрочь забывают даже ее европейские союзники.

Фактически за последние две с половиной недели о Тимошенко напоминал только очень ограниченный круг людей – ее защитник Сергей Власенко, первый замглавы «Батькивщины» Александр Турчинов и дочь Евгения. То есть люди, лично зависящие от нее.

3 декабря член фракции «Батькивщина» Роман Забзалюк заявляет, что слагает депутатские полномочия. Депутат обвинил лидера «Батькивщины» Арсения Яценюка в диктаторских методах управления партией. Стиль управления Яценюка партийными структурами Забзалюк сравнил с рейдерским захватом: «Он провел не объединение политических сил, а расстановку своих кадров, ломая людей через колено, очевидно планируя все-таки баллотироваться на пост президента. Он игнорирует требования съезда партии: бороться за освобождение Тимошенко, выдвижение ее единым кандидатом в президенты от оппозиции. Яценюк должен был провести переговоры с другими оппозиционными партиями — «Свободой» и «УДАРом», чтобы выдвинуть единым кандидатом Юлию Тимошенко».

Депутат высказал предположение, что игнорирование Яценюком вопроса об освобождении Тимошенко является свидетельством его личных президентских амбиций. Как сказал Забзалюк, Яценюк не только активно избавляется от партийцев, которые искренне преданы идее освобождения Тимошенко, но и игнорирует ее прямые указания, касающиеся управления партией.

Это ли не показатель того, что призывы Тимошенко не слышит даже сама оппозиция? Обратите внимание, Забзалюк не переметнулся из одной фракции в другую, не оказался перед выбором из-за совместительства. Он сам добровольно отказался от мандата из-за несогласия с действиями своей партии. Можно сказать, что это был «фол последней надежды» - но демарш Забзалюка все равно остался незамеченным.

Лишь 4 декабря Турчинов призывает Евромайдан попросить экс-премьера прекратить голодовку. «Давайте попросим Юлию прекратить голодовку», - заявил он со сцены, установленной на Майдане. Практически нет сомнений, что это обращение Турчинова было инициировано самой Тимошенко.

В данном случае это также был правильный шаг, потому что продолжение головки, на которую совершенно никто не обратил внимания, было очевидно бессмысленно — и Тимошенко сама заявляет о прекращении голодовки.

«Люди, которые были на Майдане, просили, чтобы мама берегла свою жизнь, здоровье и могла быть с ними. Я очень ей благодарна, потому что, как семья, мы очень волновались за нее, за ее здоровье. Я еще раз повторяю, что ее состояние критическое, она слаба, почти не передвигается и по просьбе Майдана она прекращает голодовку», - сказала Евгения Тимошенко после посещения матери в больнице.

8 декабря в Киеве прошел Марш миллионов. В списке выдвигаемых Еромайданом требований опять-таки не было ни единого слова о Тимошенко! При этом, что характерно, одним из главных требований стало освобождение политзаключенных арестованных во время силового разгона Евромайдана и в последующие дни.

Из всего вышеуказанного можно сделать следующие выводы:

1. Самой оппозиции крайне не выгодно вспоминать о Тимошенко в переговорах с властью. Любое упоминание о ней не вызовет у Януковича ничего, кроме раздражения и ярости. Уж если он не отреагировал на неоднократные уговоры Европы решить вопрос с ее освобождением, шансы на то, что он прислушается в этом вопросе к Евромайдану, равны нулю.

2. Оппозиция прекрасно помнит, что призывами бороться за свободу Тимошенко не удалось поднять народ ни когда ее арестовывали, ни когда выносили приговор. Есть мнение, что попытки напомнить о Юле, используя Евромайдан, могут быть обречены на провал. Люди вышли на Майдан по разным причинам, но уж точно не за освобождение Тимошенко. Тем более, что по сравнению с тем, что творил «Беркут», заявления Тимошенко о «пытках» выглядят откровенно неуместно.

3. Суровая политическая реальность заключается в том, что никому из трех лидеров оппозиции (да и примкнувшим к ним Луценко с Порошенко) нет смысла бороться за освобождение Тимошенко. В том числе и потому, что ее появление на свободе снимет все вопросы о лидерстве (Тимошенко — прирожденный революционер, оратор, трибун, называйте как хотите). В конце концов, у нас есть возможность сравнивать: Майдан с Тимошенко в 2004-м и без нее — это «две большие разницы»...
©2002-2008, 4post
Передрук матеріалів тільки за умови посилання на 4post.com.ua.